Господь и Владыка моей жизни! Не дай мне склонности к лени, к суетным занятиям, к властолюбию и пустословию.
Очищение души, смирение, терпение и любовь пошли мне, рабу Твоему.
О Царь и Господь, дай мне видеть мои собственные грехи и не осуждать моего брата; потому что Ты благословен во веки веков. Аминь.

Статьи, книги и видео опубликованные на страницах раздела — христианство.

У православных молитв есть разные названия — что они означают?307 иисус в облаках

Зачем верующим столько разных молитв?

Многие молитвы используются во время богослужений, которые строятся по определенным правилам. Люди могут благодарить Бога или святых за их помощь, каяться в грехах или чего-то просить. Для каждого из этих случаев нужны особые тексты или песнопения. Кроме того, молитвы писали люди, которые использовали разные литературные формы для передачи своих мыслей, поэтому молитвенный корпус текстов очень разнообразен.

01 Что такое акафист?

Акафист (в переводе с греческого «молитва, которую читают стоя»). Подробно рассказывает о жизни святого или событиях праздника. Состоит из 13 коротких текстов (кондаков), которые заканчиваются возгласом «Аллилуйя», и 12 длинных (икосов), в каждом из которых содержится 12 хвалебных обращений к святому, начинающихся словом «Радуйся».

02 Что такое канон?

Канон (в переводе с греческого «правило, образец») — это большая молитва, посвященная Христу, Богородице или святому. Обычно она состоит из 9 частей (песен), каждая из которых начинается коротким песнопением, связанным с определенным событием из Ветхого Завета (ирмос). Потом читается несколько (от 2 до 4) коротких текстов, посвященных святому или празднику.

03 Что такое ирмос?

Ирмос (в переводе с греческого «связь, соединение») — молитва, которая поется в начале каждой песни канона. Ирмос показывает, на какого персонажа из Ветхого Завета похож святой или к какому ветхозаветному событию отсылает церковный праздник. Задача этой молитвы — связать более поздние исторические события с «образцами» из Библии.

Чем канон отличается от акафиста.

04 Что такое тропарь?

Тропарь (в переводе с греческого «обращение») — самая главная короткая молитва праздника. Он рассказывает о событиях из жизни Христа, Богородицы или святых. В тропаре прямо говорится о том, какие поступки сделали человека святым или какие события (Рождение Христа, явление иконы Богородицы и т. п.) стали поводом для церковного торжества.

05 Что такое кондак?

Кондак (в переводе с греческого «палочка, на которую наматывался свиток с текстом») — вторая важная молитва праздника. Она рассказывает о том же человеке или событии, что и тропарь, но несколько подробнее. В кондаке раскрываются исторические или богословские причины поступков святых. Тропарь рассказывает о том, что случилось, а кондак — о том, почему это произошло.

06 Что такое икос?

Икос (в переводе с греческого «дом») — благодарственная молитва, которая прославляет, хвалит Христа, Богородицу или святых, рассказывая о событиях из их жизни. 12 икосов входят в состав акафиста и состоят из вступления, 12 прошений, начинающихся словом «Радуйся», и завершающего обращения к святому («Радуйся, Николае, великий чудотворче»).

07 Что такое стихира?

Стихира (в переводе с греческого «стихотворение») — песнопение, которое поется после коротких отрывков из псалмов. Число стихир на Всенощном бдении может быть разным. Чем важнее праздник, тем больше этих молитв поется. Стихиры обычно различают по названию псалмов, с которыми они связаны (стихиры на «Господи возвах», стихиры на «Хвалитех»), или по месту их чтения на службе (на литии, на стиховне).

08 Что такое кафизма?

Кафизма (в переводе с греческого «сидение») — название частей Псалтири, объединяющих несколько псалмов. Название происходит от обычая сидеть во время чтения кафизм в храме. Всего существует 20 кафизм, и они последовательно за несколько дней или недель прочитываются в храме во время богослужения или в составе домашних молитв.

Разновидности церковных песнопений в православном богослужении.

Стихира. Это воспевание, написанное к конкретному торжеству, дате, событию, святому. Ему предшествует стих из Псалтири. В стихирах раскрывается основная мысль дня, вспоминаемого события, дается характеристика святого, рассказываются отдельные эпизоды из его жизни. В богослужении – это ряд стихир, предваряемых стихом из Псалтири. Последняя стихира из ряда, именуемая «славником», исполняется после запева «Слава…». Стихира в честь Богородицы поется на «И ныне:» и называется «Богородичен».

Тропарь. Строфа, в краткой форме обобщающая содержание предыдущих песнопений. Содержит ключевую богослужебную тему дня. В одной службе может быть исполнено несколько тропарей, если отмечается память нескольких святых или событий. Тропарями называют и краткие песнопения, составляющие канон, где тропари каждой песни соотносятся с ирмосом.

Кондак и икос. Кондак – песнопение, посвященное святому или празднику. Икос раскрывает содержание кондака. Первоначально кондак был поэмой из нескольких строф (икосов), заканчивающихся одинаковым припевом. Поэма начиналась строфой (проимион), отличающейся по метрике, но с тем же припевом. Со временем от поэмы остались проимион (кондак) и первый икос. Акафист – это полный кондак.

Акафист. «Неседальное пение». Полный кондак, состоящий из проимиона и 24 строф (кондаков и икосов), заканчивающихся припевами «Аллилуия» и словами проимиона соответственно. Во время акафиста принято стоять. Самый древний – Акафист Божией Матери.

Канон. Поэма из девяти песен, основанных на библейских песнях. Каждая песнь состоит из ирмоса и тропарей, соответствующих ему по размеру и мелодии. Ирмос связывает библейскую песнь с темой тропарей канона. Вторая песнь канона часто отсутствует. Бывают также неполные каноны (двупеснец, трипеснец, четверопеснец).

Катавасия (от греческого «схождение вниз») – это заключительный стих, часто ирмос, канона. Устав предписывает певцам обоих хоров сходиться в центре храма для его совместного исполнения. Катавасией служит либо ирмос одного из канонов, либо ирмос в честь Богородицы, либо праздничный ирмос, согласно Уставу. Важно отметить, что строгое соответствие размера и слогов ирмосу, обязательное для тропарей канона, здесь может не соблюдаться. Ранее термин «катавасия» обозначал и другие песнопения, исполняемые обоими хорами (или солистом) в центре храма.

Светилен, или эксапостиларий (в переводе с греческого «посылаемый»), – тропарь, исполняемый на утрене перед хвалитными стихирами. Название связано с тем, что для его пения посылался певец в центр храма или на амвон. Часто этот тропарь называют «светильным» из-за его темы о свете и духовном просвещении, предваряющей возглашение «Слава Тебе, показавшему нам свет».

Седален – тропарь, исполняемый в определенные моменты богослужения (например, после кафизмы Псалтири или 3-й песни канона), во время которого разрешается сидеть.

Ипакои (греч. «послушание, внимание») – строфа тропарного типа, занимающая место седальна, но требующая стояния и особого внимания из-за своего содержания.

Антифон (греч. «противогласник») – попеременное пение двумя хорами, где каждый хор поет поочередно стихи.

Прокимен (греч. «предлежащий») – стих, предваряющий чтение Священного Писания. Чтец объявляет глас и текст прокимна, певцы поют его, затем чтец произносит следующий стих, а хор повторяет прокимен. В заключение чтец произносит первую часть прокимна, а певцы – вторую.

Аллилуиарий – торжественное многократное (обычно трижды) пение «аллилуия» с промежуточными псаломскими стихами. На Литургии служит прокимном перед Евангелием.

Причастен (или киноник) – стих из псалма (или другой библейский текст), исполняемый во время причащения священнослужителей и завершающийся многократным пением «аллилуия». Тема причастна соответствует празднику или дню.

Паремия (греч. «притча», «иносказание») – чтение из Священного Писания (обычно Ветхого Завета, иногда из Апостольских посланий), содержащее скрытое, пророческое значение.

 

Перейти на главную страницу.